15.06.2011Как в традиционном бизнесе можно использовать приемы сетевого маркетинга?

Завершение продажи

Автор: Анна Пархоменко

По мнению многих руководителей, MLM-технологии - прерогатива компаний, распространяющих косметику и биодобавки. На последнем заседании Дискуссионного клуба «Делового квартала» эксперты пришли к выводу, что элементы многоуровневого маркетинга на самом деле уже давно и эффективно работают в традиционном бизнесе, позволяя экономить значительные средства на рекламе, а также на обучении сотрудников компании.

эксперты: Карина Веропотвельян, партнер холдинга «Инфинум»
Виталий Вертий, маркетолог-аналитик журнала «Деловой Квартал - Ростов-на-Дону»
Мария Гуторова, директор компании «Южное Страховое Агентство»
Антон Денисов, директор компании «Денисов Аудит»
Наталья Ефимова, директор консалтингового имидж-центра «Ваш образ»
Елена Соболева, маркетолог-аналитик компании «Консультант Плюс»
Анна Терещенко, управляющая филиалом «Ростовский» акционерного коммерческого банка «Авангард»

В каких сферах деятельности и каким компаниям выгодно использовать МLМ- продажи?Какие товары и услуги можно продвигать с помощью МLМ-технологи? Как с помощью MLM сократить рекламные издержки?
В конце марта в конгресс-отеле Don-Plaza прошло очередное заседание Дискуссионного клуба «Делового Квартала», партнерами которого выступили Центр международных образовательных программ «Форум» и «Первый Центр Аутосорсинга». Участники дискуссии попытались понять, в каких направлениях линейного бизнеса можно применять технологии многоуровневого маркетинга, и какие именно задачи помогает решать использование технологий MLM . Начавший дискуссию маркетолог-аналитик «Делового квартала» ВИТАЛИЙ ВЕРТИЙ сказал, что на основе многоуровневого маркетинга можно продавать любой продукт или услугу, если один покупатель материально замотивирован на то, чтобы рекомендовать их другому. И это может быть как косметика или биодобавки, так и нефтяные вышки, если их покупатель готов за вознаграждение кому-либо порекомендовать такой товар.

Сетевой маркетинг - это оплаченное «сарафанное радио»
Эксперты отметили, что внешне MLM-продажи похожи на «сарафанное радио», которое активно применяется в традицион- ном бизнесе. Однако главное отличие многоуровневого маркетинга от «сарафанного радио» в том, что рекомендующая сторона материально заинтересована в сделке, к которой она «подталкивает» потенциаль- ного покупателя. При этом тот, кто рекомендует товар, вовсе не обязательно выступает его продавцом. Кроме того, компания, внедряющая систему MLM, заранее оговаривает с покупателем своих услуг или товаров вознаграждение за последующую рекомендацию или привлечение нового клиента. КАРИНА ВЕРОПОТВЕЛЬЯН, партнер холдинга «Инфинум» (компания построена по принципу сетевого маркетинга - Прим. ред.) добавила, что такое оплачиваемое «сарафанное радио» является по сути бизнесом, основанным на компьютерных технологиях. «Сетевой маркетинг в России появился лет 10-12 назад. И, если сейчас убрать компьютерные программы, которые помогают начислять деньги или бонусные баллы тем, кто рекомендует товары или услуги MLM-фирм, то сетевой маркетинг попросту не сможет сущест- вовать, - убеждена Карина Веропотвельян. - В нашей организации сейчас работает более 15 тыс. человек из разных регио- нов страны. Система выстроена так, что приходит человек, скажем, в Казахстане, покупает в нашем офисе губную помаду, а я в Ростове получаю за эту сделку вознаграждение. Вряд ли столь широкая география сетевых продаж была бы возможна без программного обеспечения и интернета». Г-жа Веропотвельян отметила широкое распространение этой практики в такой высокотехнологичной стране, как Япония, где более 90% товаров или услуг продвигаются и продаются через механизмы MLM. «К примеру, если клиент приезжает впервые на заправку, то тому, кто посоветовал ему эту АЗС, автоматически на банковский счет «падают» определенные проценты от продажи». С ней не согласилась директор компании «Южное Страховое Агентство» МАРИЯ ГУТОРОВА, которая полагает, что компьютерные технологии не влияют на использование принципов сетевого маркетинга. «Все достаточно просто. Каждый из нас, когда-либо воспользовавшись хорошей услугой, рекомендовал ее своим близким и друзьям, например, съездив в путешествие, советовал знакомым обратиться в то же турагентство. Мы просто вознаграждаем клиента за такую рекомендацию. Главное, чтобы этот прин- цип не приводил к удорожанию товара, как часто бывает, а относился к затратам на рекламу. По-моему, 5% вполне реально потратить на вознаграждение как на хорошую рекламу, которая сработала. При этом мы не отказываемся полностью от традиционной рекламы», - сказала г-жа Гуторова. В «ЮСА», например, всем клиен- там, приводящим новых, предлагают 5% от суммы сделки. Причем возможны и другие варианты: можно получить при следующем обращении 5%-ную скидку либо попросить предоставить эту скидку тому, кого клиент привел. Эксперты отметили, что по многоуровневой системе поощрений не обязательно строить все продажи в компании. Можно организовать временную акцию, направленную на продвижение конкретного товара или услуги в линейке предложений компании, чем с успехом пользуются многие компании. Банк «Авангард», например, использовал такую систему для продаж и продвижения своих банковских карт. Как рассказала управляющая филиалом «Ростовский» банка «Авангард» АННА ТЕРЕЩЕНКО, около года назад они запустили программу «Приведи друзей в «Авангард»», в рамках которой клиент - держатель карты этого банка рекомендует друзьям и знакомым бесплатно получить кредитную карту MasterCard Standard. За это его карта переводится в режим бесплатного обслуживания, и он участвует в системе накопления баллов. Чем больше новых людей приводит клиент, тем больше баллов он набирает. Накопленные баллы затем обмениваются на ценные призы или же на их денежный эквивалент. В свою очередь, друзья и знакомые, которых привел клиент, тоже могут стать участниками этой акции. «Эта программа работает уже почти год, и наш банк доволен ее результатами. Еженедельно банк «Авангард» привлекает порядка 100 новых клиентов», - рассказала г-жа Терещенко. При этом следует отметить, что банк, единожды прорекламировав эту акцию, больше не тратит дополнительных средств на ее продвижение в СМИ. «Теперь сведения о ней распространяют между собой клиенты. Единственные рекламные затраты - печать буклетов. Каждый новый клиент, приобретая карту, получает буклет-приложение с описанием условий нашей акции», - пояс- нила Анна Терещенко.

Мотивировать можно не только деньгами
По убеждению участников Дискуссионного клуба, наработки MLM-компаний можно с пользой применять не только в продажах и продвижении, но и в мотивации сотрудников. Виталий Вертий привел пример московской компании «Белая Гвардия», эксклюзивного дистрибьютора кондиционеров «Мицубиси» в России. Собственник этой компании Владимир Кусакин ввел градацию и систему оценки персонала, опираясь на MLM: у каждого сотрудника фирмы, начиная с уборщицы, есть своя балльная оценка. В течение месяца человек набирает баллы не только за выполнение своих прямых должностных обязанностей, но и за рекомендации услуг компании потенциальным покупателям, независимо от того, рекламный ли он менеджер, заведующий отделом или вахтер. И в том случае, если по рекомендациям вахтера продается больше кондиционеров, и он набирает больше баллов, чем человек, специализирующийся на продажах, последний просто сменяет менее расторопного продавца. «Это пример многоуровневой системы поощрений и мотивации, потому что все работают в едином коллективе, все замотивированы на одну цель, и все, даже уборщица, продают продукт компании», - констатировал Виталий Вертий. Маркетолог-аналитик компании «Консультант Плюс» ЕЛЕНА СОБОЛЕВА отметила негативную сторону подобных «балльных» систем мотивирования. «Такая система иногда может создать нездоровый климат в коллективе, к тому же поощрения сотрудников не всегда носят объективный характер», - сказала г-жа Соболева. Продолжая разговор об особенности МЛМ-технологий, директор компании «Денисов аудит» АНТОН ДЕНИСОВ заметил, что в MLM-компаниях большое значение имеет элемент игры. Зачастую партнеры сетевых фирм получают условные статусы внутри клиентской иерархии - «золотой», «серебряный» и т. д., которые влекут за собой определенные бонусы и преимущества. Та же система накопления баллов - опять-таки элемент игры». Его поддержала директор консалтингового имидж-центра «Ваш образ» НАТАЛЬЯ ЕФИМОВА, рассказав, что в традиционном бизнесе элементы игры находят все большее распространение в построении корпоративной культуры: «Это очень важно для сотрудников, которые приходят в компанию для самореализации. Ведь можно назвать женщину уборщицей, а можно - мастером чистоты. Подумайте, как изменится отношение к себе и работе у человека в должности администратора, если его назвать административным директором». Г-жа Ефимова убеждена, что ролевой аспект игры - довольно сильный механизм мотивации сотрудников, которые стремятся к признанию и хотят предстать в лучшем свете. «Я в своей работе учитываю такие моменты. Мне важно, чтобы человек чувствовал себя нужным сотрудником на своем месте и не стеснялся называть свою должность», - добавила директор консалтингового имидж-центра «Ваш образ». Теми же элементами игры, перекочевавшими в корпоративную культуру линейных компаний из MLM-структур, эксперты назвали создание дополнительных статусов или преимуществ внутри коллектива. «Предположим, набрав определенное количество баллов и подтвердив «золотой» статус, сотрудник получает ряд дополнительных возможностей - предположим, возможность уйти с работы на час раньше остальных, либо сделать перерыв в неустановленное время. Словом, поощрять хороших сотрудников нужно и можно не только деньгами», - считает Виталий Вертий.

MLM учит экономить на обучении
Участники Дискуссионного клуба «ДК» сошлись в том, что именно опыт MLM-компаний поможет руководителям компаний, относящимся к традиционному бизнесу, обучать персонал в условиях нехватки средств на обучение. Как отметила Карина Веропотвельян, в любой MLM-компании очень развито внутрикорпоративное обучение и система наставничества. При этом система обучения направлена на то, чтобы сначала выявить потребности сотрудников, а уже затем удовлетворить их. «У нас 90% людей не знают, чем они хотят заниматься в жизни, - сказала г-жа Веропотвельян. - Сетевой маркетинг начинает раскрывать человека, он ставит ему вопросы, отвечая на которые, люди определяют свои цели». По ее словам, «Инфинум» периодически предлагает своим сотрудникам создать так называемую «карту мечты». Человек представляет на бумаге свое будущее через год-два - создает небольшой комикс из картинок, подкрепляя их своими комментариями: какая у него будет зарплата, какой дом, машина, куда он поедет отдыхать и т. д. Это игровой элемент, и поначалу он выглядит забавно, но спустя время человек начинает понимать, чего он хотел и мог бы добиться, пытается вписаться в нарисованную им картину. Те, у кого это получилось, кто смог выполнить поставленные в таких «картах мечты» задачи, и ощутил на себе эффективность такого подхода, начинает обучать по этой системе своих клиентов-партнеров в MLM-компании. Карина Веропотвельян заметила, что сейчас подобные методики выявления потребностей персонала активно применяются службами персонала в линейном бизнесе. С ней согласилась Наталия Ефимова, рассказав, как она сама сконструировала своеобразную «карту мечты»: «В MLM-компании, с которой я сотрудничаю, есть традиция: ежегодно по итогам работы за год, среди лидеров продаж разыгрывается машина. В прошлом году на 7-летии компании я просто сфотографировалась рядом с этим автомобилем. Просто так. Спустя несколько месяцев для корпоративного журнала нашей фирмы у меня брали интервью, куда я поместила именно эту фотографию. И когда меня спрашивали о планах на будущее, я ответила, что права у меня есть, не плохо было бы вообще еще и эту иномарку получить. В итоге, по результатам работы за 2007 год мне вручили этот «Пежо», - рассказала Наталия. Она убеждена, что столь наглядный пример, положительно скажется на работе других сотрудников компании, которые работают вместе с нею. Однако не все эксперты согласились с эффективностью такого нестандартного метода мотивации сотрудников, отметив, что предпочитают традиционный денежный. Мария Гуторова: «Что касается поощрения и мотивации, то я решила разговаривать с людьми на языке денег. Если у человека результаты лучше других, если он обучается, то он сам заработает и на машину, и на любую другую нужную ему вещь, - убеждена директор «Южного Страхового Агентства». Подводя итоги встречи, участники Дискуссионного клуба констатировали, что при грамотном использовании приемы MLM вполне уместны и эффективны в традиционном бизнесе и могут стать полезным инструментом развития бизнеса и мотивации персонала.

MLM, многоуровневый (сетевой) маркетинг - вид маркетинга, основанный на создании сети покупателей-продавцов. Дистрибьюторы фирмы-производителя, продав определенный товар, просят покупателя за определенную плату найти новых покупателей, тех, в свою очередь, просят найти очередных покупателей и т. д. Сбытовой агент получает определенный процент от продажи всей созданной им сети продавцов.


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 1)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий