12.07.2011Современная общая риторика

Ролик семинаров Капитал-Полис. Съемка Vertex Film Studio.

Автор: Михальская А.К.

Предмет современной общей риторики

Предмет современной общей риторики - общие закономерности речевого пове­дения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности испо­льзования их для того, чтобы сделать речь эф­фективной.

Прежде всего современная риторика интересует­ся речью устной. Кому стоит с ней познакомиться? Каждому, кто хочет осо­знанно решать встающие в жизни проблемы, связанные с рече­вым общением.

 

Риторический канон

Ядром, центром современной общей риторики яв­ляется тот путь от мысли к слову, который в классической тра­диции описывался как совокупность трех этапов: изобрете­ние содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и, наконец, словесное выражение. Что сказать? В какой последовательности? Как (какими слова­ми)? Вот три главных вопроса, на которые мы учимся отвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть мастерством эффективной речи. Этот центральный и отправной раздел общей риторики будем называть риторическим каноном, так как три «этапа» пути от мысли к слову - изобретение, располо­жение и словесное выражение - определяются системой специальных законов и правил - каноном (греч. kanon). Узнав эти законы и усвоив принципы риторического кано­на, человек сможет более уверенно ориентироваться в любой си­туации, требующей от него связной осмысленной речи.

 

Оратория

Особый раздел общей риторики - теория и прак­тика публичной речи. Этот раздел очень важен. Ведь сво­бодное владение словом, а значит, риторика, не только дитя демократии, но и ее непременное условие. Активным членом де­мократически организованного общества может быть лишь чело­век, способный публично убедительно выразить и аргументиро­ванно отстоять свое мнение.

Теория и практика ораторской речи получила в отечественной традиции название оратории.

 

Мастерство беседы и спора как разделы общей риторики

Чем демократичнее жизнь общества, тем шире спектр идей и мнений относительно насущных для человека проблем. Мнения же эти существуют в постоянном столкновении, противо­борстве. Каждый знает по себе, как трудно достойно участвовать в споре, уметь направить его так, чтобы он был конструктивен - стал работой по достижению истины, а не пустым препиратель­ством, которое не оставляет после себя ничего, кроме раздраже­ния и испорченных отношений с окружающими. Спорить можно и должно учиться. Теория и искусство ведения спора - это тоже область общей риторики.

Неисчислимо разнообразие ситуаций, в которых люди разго­варивают друг с другом - ведут беседу. От умения понять собеседника и самому быть понятым во многом зависит и успех деловых отношений, и то, насколько вас ценят как друга, това­рища.

Представьте, что вы должны вступить в общение с незнако­мым или малознакомым человеком. Как заговорить? Что сказать? Куда девать руки? Куда смотреть? Как вы себя чувствуете при этом, как оцениваете собеседника? Один может показаться вам замкнутым, нелюдимым (или скучным) - «слова не вы­жмешь», другой - слишком навязчивым, эгоцентричным, да­же болтливым - «слова не даст вставить», а с третьим вы, ка­жется, век были знакомы - так приятно и интересно с ним раз­говаривать, что хочется встретиться еще и еще раз. В чем дело? Не спешите с оценками. Оказывается, во многом они определя­ются особенностями речевого поведения - вашего собственного и вашего собеседника. Здесь множество факторов, но в них мож­но научиться разбираться: это, например, тематика, характер и очередность заданных вопросов, степень категоричности, с ко­торой вы и ваш партнер привыкли выражать свое мнение, то, как вы себе представляете вашу роль в организации беседы... Даже темп речи, высота тона голоса, длительность пауз и мол­чания.

Речевое поведение человека в беседе, стратегию и так­тику разговора, причины нарушений понимания, факторы успе­ха - все это тоже изучает современная общая риторика и дает соответствующие практические рекомендации. Стать хорошим, интересным собеседником (как и умелым спорщиком) можно только научившись слушать. Как сделать эф­фективной вашу работу при слушании урока, лекции, доклада, выступления? Как вести записи, стоит ли это делать и когда? Как управлять своим вниманием? Какими способами можно раз­вить быстроту реакции на реплику собеседника (от этого иногда зависит успех деловой беседы)? Слушание - это трудная рабо­та, активная деятельность. Овладеть ее приемами необходимо, и здесь без специальной подготовки не обойтись. Развить и на­править способности человека к слушанию также призва­на общая риторика.

 

Риторика и повседневное бытовое общение

Знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни также входят в круг риторической проблематики. Немногие представ­ляют себе, насколько наше благополучие в отношениях с близки­ми зависит от нас самих. Исследования последних десятилетий обнаруживают поразительно интересные закономерности в этой важнейшей для каждого области. Как возникают и гибнут дру- зе жеские, приятельские, наконец, семейные отношения? Большую роль в их становлении и развитии, а иногда и крахе играют осо­бенности речевого поведения партнеров.

Вспомним, например, «Юность» Л. Н. Толстого. Для совре­менного исследователя - специалиста в области риторики по­вседневного общения - психологический гений писателя пред­ставляет богатейший материал. Скажем, история дружбы Ир-теньева и Нехлюдова - настоящий «риторический экспери­мент»: в начале дружбы герои по обоюдному согласию условли­ваются (вполне в соответствии с одним из принципов Аристоте­ля, сформулированным им в «Риторике») быть откровенными (правдивыми) друг с другом во всем. К какому результату при­вел «договор» и почему? Чтобы понять это, можно и нужно вос­пользоваться риторическими же правилами и категориями. Их цель - помочь людям осознанно совершенствовать речевое об­щение с близкими, друзьями, знакомыми в обыденной жизни. Важность этой области знаний трудно переоценить: она способ­ствует налаживанию взаимопонимания между людьми там, где они особенно уязвимы.

Некоторые специалисты, занимающиеся риторическими проблемами, считают риторику повседневного, непрофессиональ­ного общения одной из частных риторик. Нам представляется, что это все же не отдельная частная риторическая дисциплина, а одна из областей общей риторики, поскольку она касается та­кой области человеческой жизни, в которой участвует каждый и действуют весьма общие законы речевого взаимодействия. Отечественная риторика повседневного общения пока находится в стадии становления. В развитых же странах Запада и Востока (Япония) существует особая «риторическая консультативная по­мощь». Любой может обратиться за советом к специалисту, что­бы решить свои «речевые проблемы». Так, за соответствующую плату супружеская пара, например, может пройти курс, в про­цессе которого речевое общение мужа и жены будет скорректи­ровано, и супругам постараются разъяснить, в чем основные ре­чевые причины нарушений взаимопонимания между ними. То же касается и трудностей, неизбежно возникающих у человека, по­павшего в инокультурное окружение,- скажем, иммигранта, желающего успешно ассимилироваться и приспособиться к жиз­ни и работе в чужой языковой и культурной среде. Современная общая риторика, основывающаяся на исследованиях речевого поведения человека, изучающая «грамматику речевого поведе­ния», ориентирована и на практическую помощь такого рода.

 

Этнориторика

Одна из важнейших примет нашего времени - усиле­ние контактов между людьми, принадлежащи­ми к разным национальным культурам. Не имея специальных (риторических!) знаний, трудно избежать до­садных, а часто и трагических ситуаций непонимания. Известно, что такого рода нарушения постоянно возникают, в частности, в сфере делового общения. Так, для американского бизнесмена манера наших деловых людей вести переговоры не всегда при­емлема из-за недостаточной четкости и определенности их пози­ции; японцы же, напротив, испытывают трудности в общении с нашими соотечественниками из-за чрезмерной, как они счита­ют, категоричности суждений русских и явно демонстрируемо­го желания получить немедленно определенный ответ типа «да» или «нет», что в японской культуре совершенно неприем­лемо.

Но самое обидное, когда нарушения понимания касаются об­ласти духовных ценностей.

Литературный критик Ст. Рассадин в одной из публикаций в «Новом мире» (1989, № 9) приходит к ряду заключений о ха­рактере современного «советского» человека, опираясь на вы­сказывания одного японского киноведа о «жестокости» нашего кино. Приводит его к этим выводам цепь нарушений понимания между культурами. Докажем это. Японский кинокритик: «Ваше кино жестоко, невероятно жестоко». На чем основана эта оцен­ка? А вот на чем: «Вы не представляете себе, как оно неприятно нашему зрителю. Вы все время в фильме говорите говорите на несколько тонов выше» (высокий и громкий голос - универсаль­ный сигнал агрессивности, но представление о «нормальном» уровне громкости различно в разных культурах). «Ваши диалоги начинаются с решительного "нет". У вас даже муж с женой в кадре разговаривают в повышенных тонах... Мы не понимаем, когда вы воинственно, активно, напором, а не разумом пытае­тесь утвердить истину. Мы, японцы, когда разговариваем, даже в глаза друг другу не смотрим, чтобы не оскорбить какой-то тенью во взгляде. Научитесь слушать... Вы не слушаете - вы утверждаете, причем утверждаете криком». Киновед из Японии, поясняя свою позицию, весьма грамотно с риторической точки зрения анализирует различия речевого поведения японцев и рус­ских. К сожалению, эта «грамотность» не приводит его к самому главному - способности лучше понимать представителей чуждой национальной культуры. А ведь именно это и есть одна из целей подлинного риторического образования, ри­торического воспитания и признак риторической культуры чело­века. «Вот оно, значит, как,- заключает Ст. Рассадин,- с точки зрения японцев мы выглядим и ведем себя не по-людски... Вы­ходит, вот какими мы стали... Жестокими, не замечающими, что жестоки; жестокими повседневно, привычно...» Так ли это? Обоснован ли этот вывод? Вряд ли.

Такой «диалог» японского киноведа и нашего соотечествен­ника показывает, насколько важны знания о национа­льно-культурных различиях речевого поведе­ния: иначе цепь нарушений понимания сворачивается в клубок нелепых, недобрых, чреватых серьезными последствиями оши- 38 бок, касающихся не только одного человека, но и характера це­лого народа.

Различия национально-культурных традиций речевого обще­ния и поведения, возможные способы наладить взаимопонима­ние, избежать ошибок, подобных описанным выше, изучаются современной областью языкознания, называемой этнолинг­вистикой (от греч. ethnos - народ, племя - и лингвистика), и входят в круг интересов современной общей риторики, которая разрабатывает соответствующие рекомендации для налажива­ния успешного межкультурного («кросскультурного») общения. Назовем область общей риторики, изучающую специфику нацио­нально-культурных особенностей речевого поведения, этно-риторикой. Идеи этого раздела новой риторики оказали са­мое непосредственное влияние и на нашу книгу. Дело в том, что в нашей стране, в связи с невостребованностью и даже опасно­стью свободного слова в период подавления демократии, «рито­рический Ренессанс» - возрождение и возвращение риторики - только начинается. Теория и особенно практика современной отечественной риторики пока недостаточно разработаны. Поэто­му для изучения этой дисциплины и обучения речевому мастер­ству возникает соблазн воспользоваться соответствующими за­рубежными руководствами, многие из которых, казалось бы, лег­ко применимы и в нашей действительности. Некоторые такие руководства переводятся и издаются в последние годы в нашей стране. Впрочем, большинству знакомы в основном пока лишь книги Дейла Карнеги («Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» и другие его про­изведения), имеющие «житейски риторический» характер и со­держащие советы о способах решения самых разных речевых проблем. Книги Карнеги насквозь риторичны, однако риторичны по-американски, ибо отражают саму суть американского и аме­риканизирующего мировоззрения, в основе которого - риторика воздействия и борьбы, или атональная риторика (от греч. agon - борьба) (см. подробнее ниже). Эти особенности отмечены в критической работе, принадлежащей известному американскому же психотерапевту Эверетту Шострому - «Ан-ти-Карнеги, или Человек-манипулятор», изданной и у нас в 1992 г. Подчеркнем, что переносить рекомендации относитель­но речевого общения, выработанные, скажем, в Америке или Японии, непосредственно на почву отечественной культуры не­возможно - они либо не привьются к ней, либо нарушат ее «эко­логию». Этнориторика свидетельствует о том, что любые заимст­вования в этой сфере требуют большой осторожности и предва­рительной работы. Поэтому, составляя предлагаемую учебную книгу, мы уделяем особое внимание своеобразию отече­ственной речевой культуры, и риторического идеала, стремясь познакомить вас с их неповторимыми особенностями, с их истоками, с историей их становления и развития.

Итак, мы назвали основные, важнейшие разделы риторики об­щей: риторический канон, оратория, мастер­ство спора, искусство беседы, риторика по­вседневного общения, этнориторика. Законы рече­вого поведения, лежащие в основе эффективной речи и изучае­мые в этих разделах, проявляются в разнообразных сферах жизни.

Источник: Основы риторики: Мысль и слово: - М.:Просвещение, 1996. - С.35 -40.


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 2)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий